Интервью с Дмитрием Пановым - лидером группы "МЕТАНОЙЯ"

Сегодня у нас на проводе Дмитрий Панов - лидер Санкт-Петербургской группы "МЕТАНОЙЯ".
У нас был достаточно веский повод сделать это интервью, поскольку в начале марта группа презентовала сингл "Успело стемнеть" с грядущего альбом "Антициклон", презентация которого состоится 25 марта в клубе "MONEY HONEY". В интервью поговорим обо всем: о самом альбоме, о сингле, о фестивалях, обстановке в музыке в целом и конечно о творчестве. 

Дмитрий, здравствуйте! Вы записали новый альбом с рабочим названием "Антициклон". В чем его основная идея, посыл, фишка?

Воспользуюсь несколькими пассажами из пресс-релиза, написанного пару недель назад специально по этому поводу.

“Антициклон” – это программная, ожидаемая пластинка (как и электрические “Метанойя” и “Гомункул”). В отличие, скажем, от “Нового Позывного”, который получился легко и случайно (почти все песни написались неожиданно, вне всякого стиля и планов), или, например, от “Некуда Падать”, который явился своеобразной компиляцией никуда не входивших акустических вещей, которые настойчиво требовали материализации зимой 2014 года. 
“Антициклон”  в данном случае – это альбом, идея которого витала и бродила в пространстве, начиная с 2013 года, примерно, и по разным причинам не реализовывалась. Видимо, диск ожидал своей единственной верной формы от единственно способных на это людей. 

“Антициклон” – очень северный альбом. Практически в каждой пьесе незримо, подспудно присутствуют холодные карельские скалы, ледяные норвежские фьорды, кромешная темень ночного Балтийского моря. Хотя это ощущение, конечно, субъективно, и оно где-то глубоко внутри, и оно неизъяснимо, но оно есть. Центрообразующие песни – как раз в этом ощущении. 

Соответственно, и звуковая концепция альбома “подтянулась” под эту идею. Хотя – как и у всех наших работ – звуковая палитра вышла многоцветной и эклектичной. Здесь и “арт-панк для флейты”, и прогрессив-рок, и фирменные, разрывающие душу баллады, и электроника. 
Последнее было обусловлено чудесным и своевременным включением в творческий процесс легендарного Алексея Рацена (экс-Аквариум, Телевизор, Zoloto), с которым когда-то писались “Метанойя” и “Гомункул” и который не просто волшебно подкрутил, где необходимо, ручки, но и выступил соавтором одной из пьес. 

А в двух пьесах музыка написана Игорем Горюновым, что очень интересно, учитывая, что сам факт соавторства для меня в новинку.

Очень интересно, а что было первым название альбом "Антициклон" или трек "Антициклон", который тем самым становится флагманом, насколько я могу понять? 

Первым было вообще стихотворение без названия, написанное осенью 2014 года. У нашего басиста Игоря Горюнова через некоторое время появилась музыка, я дописал припевы – и фактура сложилась. И, благодаря участию в записи удивительных питерских музыкантов Дениса Кириллова (фо-но), Ивана Васильева (экс-ДДТ), Павла Борисова (экс-ДДТ, Разные Люди, Электропартизаны и т.д.), получилась такая лёгкая, нетипичная для нас, приджазованная пьеса.

А вообще – Антициклон – это состояние не очень хорошего северного затишья, стагнации в людях, в душах, в искусстве, в социуме. Об этом и речь. И остальные песни концептуально попадают именно в эту парадигму.

"Антициклон" – не первый альбом группы, давайте немного отмотаем время назад к "Гомункулу": если сравнивать первый и самый свежий альбом, над каким работа прошла интереснее, надо каким труднее и почему? 

“Гомункул” – далеко не первый альбом Метанойи, 2 диска под этим брендом уже были выпущены, начиная с 2010 года. А различий – много. Конкретно “Гомункула” мы писали вдвоем с Алексеем Раценом, и стилистически он получился менее эклектичным. “Гомункул” – более студийная, электронная работа; всего несколько песен из него мы исполняем на концертах.

“Антициклон” – это, в первую очередь, концертные треки, которые необходимо было записать. Более того, летом мы поставили себе некую точку сборки: успеть к началу марта. Что, с переменным успехом, и сделали. И, во-вторых, здесь гораздо больше живых инструментов. Имея в своём арсенале удивительного Михаила Нефёдова (экс-Алиса, Электропартизаны, Разные Люди), грех не записать барабаны живьём.

Для меня работа в студии всегда непредсказуема и интересна. А что касается трудностей – “Антициклон” был сделан в более сжатые сроки, и на это ушло значительно больше сил.

Где вы в основном играете, почему бОльшую ставку делаете на сольники, а не на фестивальные форматы? 

На фестивалях приходится играть везде. Но мы стали к этому относиться очень выборочно, т.к. в 90% случаев сами организаторы не очень понимают, для чего мероприятие делается. Поэтому значительно интереснее играть сольники. Мы концептуально выстраиваем программу, драматургию, готовим видеоролики и т.д. И отдача, конечно, значительно сильнее. И от самих себя, и от публики.

Электрические сольники мы играем в основном в “Money Honey” – это клуб максимально соответствует нашим запросам. Акустику – в “Ящике”, “VinyllaSky”, “4:33”.

Отдельно хочу сказать о нашем собственном фестивале “МЕТАНОЙЯ-Fest”, сейчас на подходе уже третий по счету. Мы приглашаем любимых нами исполнителей и совместно зажигаем! В январе прошел акустический “МЕТАНОЙЯ-Fest”, на котором помимо нас выступили удивительные Вадим Демидов (Хроноп), Кирилл Комаров, Александр Заславский. И я убедился, что мы занимаемся абсолютно правильным делом!

Не хотите устроить тур по близлежащим городам с презентацией? 

Метанойя имеет определенную узнаваемость в Санкт-Петербурге, т.е. люди приходят на концерты и сопереживают. Пустых залов, слава Богу не бывает (в достаточно сложный период компьютеризаций и зачастую исключительно сетевых общений). Благодаря эфирам и ротациям на “Нашем Радио” и на “Своем Радио”, нас, конечно, знают несколько человек в других городах. Но вот чтобы прямо тур… В общем, мы открыты для взвешенных и интересных предложений!

Как вы считаете нужны ли сейчас городу всевозможные музыкальные объединения, “самоклонирующиеся” рок-клубы (ленинградский, петербургский и т.д….)? 

Это странная для меня тема, я пытаюсь её осмыслить. Когда-то был один Ленинградский Рок-Клуб, который стал самодостаточным культурным явлением. Было большое количество интересных групп плюс контекст времени.

Сейчас я с непониманием наблюдаю появление одного, другого, третьего рок-клубов, идеи и задачи которых остаются для меня загадкой. Т.е. много надуманного шума – и минимум,  к сожалению, достойной музыки. Оговорюсь: я даже не о качестве исполнения. Играть кто-то уже научился, слава Богу!  Я об отсутствии реально харизматичных персонажей, со своим языком, своим культурным кодом, своей подачей. Почти всё новое – вторично и серо. К сожалению. Ждем “той молодой шпаны, что сотрёт нас с лица земли”!

Что меняется с годами в песнях, стихах, общей концепции Метанойи?

Мне хочется думать, что принципиально не меняется ничего. Мы стараемся держать свою планку, свой градус, свою нишу. Т.е. меняемся, не меняясь :-). А если серьезно – с годами стало меньше суеты, больше последовательности и осознанности. Что, конечно, никак не сказывается на веселье и общей рок-н-ролльной бесшабашности. Песни и стихи пишутся постоянно, источник не иссяк! :)

Сами от чего больше удовольствия получаете – от игры, придумывания музыки, записи или, может быть, репетиций? 

Так уж получилось, что для меня сочинение песен и отдача их вовне является основным жизненным занятием. Поэтому - всё ценно и любимо в равной мере. И, что важно, я не представляю себе отсутствие какого-либо одного элемента. Сочинение материала – сакральный, интимный процесс, когда автор ближе всего к Творцу. Репетиции и аранжировки – уже более земное, но не менее важное занятие. Пьеса зачастую приобретает такое количество оттенков и смыслов, что становится новым произведением. Звукозапись – очень тяжелое ремесло, но я люблю фиксировать написанное, а еще и издавать на CD. Т.е. происходит материализация.  Ну, и конечно, концерты – чистая радость и бешеная энергетика!

Можете сами в этом убедиться на нашей презентации в клубе “Money Honey” 25 марта!