Интервью с Игорем Мещериным, «Группа Ё»

Что вдохновило вас начать играть и сочинять музыку?

Давным-давно, лет, эдак 60 назад, у деда моего была семиструнная гитара, которая всегда манила меня и звуком, и тактильной сексуальностью, и каким-то неповторимым запахом. Хотелось быть с ней. Взять крепко в руки и не расставаться. Её позднее я переделал в шестиструнку и вставил тембр-блок для электрозвучания. На ней, или точнее, вместе с ней сделаны первые авторские шаги: я пытался что-то напеть на стихи Саши Чёрного и Есенина.

Ваш самый главный хит - это?

Пусть прозвучит банально, однако главный хит впереди. Выпустишь песню - написал, показал друзьям и коллективу, отрепетировал, записал в студии, сыграл на концерте - и теряешь к ней интерес. Есть новые эмоции, мысли, события, поэтому хочется сделать что-то новое, идти вперёд. Многие называют "Движение вверх" - песню, которая в прошлом году выиграла приз зрительских симпатий на конкурсе имени Андрея Петрова. Соглашусь.

И почему вы считаете его таким?

Для меня с этим трэком связано многое. Написан в начале трудных 90-х и лежал "в столе". Его часто просили спеть в застольной компании. Когда в 2020м начал перезапуск карьеры, решил записать в студии. Выбрали Vintage Records Нашего радио. Что-то мне диктовало, подсознательно, не экономить. Поэтому звукорежиссёром пригласил, с помощью старых друзей, Софью Николаевну Кругликову - знаменитую Соню. Партию ударных записал Максим Клоц, духовое трио, опять же по знакомству, прибыло аж из Большого театра - спасибо тромбонисту Эркину Юсуфову - а бэки спела Ирина Епифанова. В процессе записи, неожиданно для меня, выяснилось, что мой голос из-за долгого простоя "не тянет". Пришлось упражнятся, чтобы вернуть молодость. Финальное сведение и мастеринг на питерской студии Фаворит сделал уникальный звукоинженер и музыкант Владими Густав. Здесь, кстати, началось наше сним сотрудничество, которое продолжается до сих пор. И все усилия оказались оправданными! На конкурсе, где по положению, автор не может исполнять, Движение вверх спел Саша Поздняков - молодая звезда нашей сцены. По "партитуре" во вступлении требуется акустический перебор. Саша - гитарист топ уровня.

Расскажите про свой самый необычный концерт.

Наверное, это выступление в Приоратском парке Гатчины на фестивале "Дым над водой", где мы сыграли с блистательным симфоническим оркестром Ленинградской области под управлением маэстро Михаила Голикова. Десятки тысяч зрителей, великолепный природный антураж, фантастический живой звук и единение с 70-ю молодыми музыкантами, которым, как мне показалось, моя музыка "зашла".

Ваша идеальная сцена (ваш идеальный концерт) - это...

Когда-то в конце 80-х вышли на стадионе Динамо на Крестовском. Конечно, стадион - это, скорее, название. Да и нет его уже. А мечта выступить на стадионе осталась. Представляю себе празднование очередного чемпионства Зенита на Газпром арене в следующем юбилейном году. И мы с хитом "Наше имя - Зенит!"

Вас стоит послушать потому, что...

Для каждого найдётся своё. Есть разные форматы: от тяжёлого родвинга с пост-панком до акустической романтики с виолончелью и безладовым басом. От сложных стихотворных форм до рэпа и дворовой рифмовки с нецензурной лексикой. Эмоции и настроения бывают очень разными.

Что для вас самое главное в музыке?

Музыку можно разделить по источнику: от головы, от рук-виртуоза, от сердца. Для меня важен этот последний, а на самом деле, первый и единственный источник настоящей музыки. Остальное - мертвечина.

Какой самый лучший совет вам дал другой музыкант?

Мой друг - музыкант и продюсер Тимур Ведерников - однажды заметил: ты часто волнуешься перед выступлением, поэтому, если играешь на гитаре, делаешь помарки, от этого расстраиваешься и страдает эмоциональная подача. А она у тебя уникальная. Поэтому не играй, а только пой. Что я, как правило, и делаю.

Звук какого инструмента вам нравится больше всего и почему?

Этот вопрос странный. Примерно, как художника спросить о любимом цвете. Многообразие жизни отражается всей палитрой. В детских воспоминаниях живёт звук органа, который услышал в зале нашей Филармонии.

Каких современных музыкантов не забудут через 100 лет?

Пола Маккартни, Дэвида Гилмора, Лучиано Паваротти.

Есть ли музыка, которую вы терпеть не можете?

Я спокойный и терпеливый. Бывает, в такси, иногда, прошу сделать потише, но без сильных эмоций.

С кем из музыкантов хотели бы записать совместный трек?

Если о нереальных мечтах, поработал бы с Бэт Харт и Джо Бонаммассой. С Юрием Шевчуком было бы интересно встретиться.

Как вы думаете, какие качества делают великого музыканта?

Великий, часто, является функцией от популярности. А для этого нужны талант, трудолюбие, смелость и большое количество удачи.

Какое будущее у музыки?

Сегодня перед человечеством стоит проблема управления искусственным интеллектом. Эта проблема лежит, на мой взгляд, в упрощении подходов и требований у слушателей, снижении качества музыкального материала, который доходит до потребителя. Ведь слушают, в подавляющем большинстве, на телефонах и других источниках с низкими частотными характеристиками. Интернет уже показал, что активные нахалы заполоняют инфопространство и создают впечатление общественного мнения. На него ориентируются роботизированные системы подбора репертуара, создания плей-листов и рекомендаций, спонсируемых рекламными деньгами. Музыкальный "фаст-фуд" на глазах вытесняет музыкальные "трёхзвёздочные рестораны". К тому же качественную музыку гораздо дороже записывать, гораздо дороже исполнять. Группа Ё на концертах не использует плэйбэки. Некоторые говорят - несовременно. "В эфире давка, как в метро. Цивилизация считает хренобайты инфо на которых диско, джаз и рок и чёрт знает что. Попробуй разбери. Кто варит эту кашу внимательно смотри. Мы все хлебаем эту лажу. Получается, венец культуры - непрерывный шум: Стереобум!" (С)

Благодарим Игоря Мещерина за ответы! Подписывайтесь на «Группу Ё», чтобы не пропустить новости и релизы.