Олег Каравайчук - Пришелец с Марса

Пришелец с Марса!
Рассказ Олега Грабко об Олеге Каравайчуке
Релиз был подготовлен для журнала АудиоФормат.

Есть люди или явления, которые сразу и навсегда остаются в памяти любого человека, который сталкивается с ними по жизни. Таких людей сложно объяснить, а тем более описать, настолько они вне всяких стандартов и стереотипов. Ну вот как можно словами описать запах воздуха во время грозы или очарование улыбки ребёнка? Так и в музыке, вообще в искусстве, есть объяснимые вещи, о которых можно сказать, что они находятся в тех или иных традициях, а есть те, кто существуют вне канонов, вне времени, вне законов логики.

Моё первое знакомство с музыкой Олега Каравайчука, пожалуй, было в детстве, когда я впервые увидел и на всю жизнь полюбил фильм «Город мастеров». Там все было необычно и характеры и речь героев, но больше всего запомнилась музыка. Мощная, местами диссонансная она пробирала до мурашек, а песенка Караколя о метле стала любимой мелодией на всю жизнь.

В 90-е годы об Олеге Каравайчуке не часто вспоминали, но о нём всегда с пиететом говорил Сергей Курёхин, называя его своим учителем и любимым композитором. Мне посчастливилось познакомиться с самим Маэстро только в начале этого века. Долгое время нам с ним было никак не совпасть по расписанию наших дел, пока Игорь Олегович Дельгядо не инициировал встречу у себя на Петербургской студии грамзаписи. При нашем знакомстве, я представился: «Олег Грабко, Бомба-Питер», на что Каравайчук заметил: «Я тоже Олег, но я гений!». Всё, это была точка, жирная точка, где каждому была отведена своя роль!

За время нашего сотрудничества мы успели записать немало музыки (более 200 часов!), выпустить несколько дисков и DVD киношедевра Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» с оригинальной музыкой Олега Каравайчука. В марте 2017 года мы готовим к изданию небольшой тираж двойного диска с оригинальной и альтернативной звуковой дорожкой к этому фильму. Кстати, когда была утверждена уже третья версия музыкального сопровождения к «Броненосцу Потёмкину», Олег Николаевич на полном серьезе заявил, что музыка настолько гениальна, что фильм Эйзенштейна не дотягивает до нее и его надо бы переснять! ОН всё видел и воспринимал по иному, у него практически не было авторитетов и преград для выражения своих мыслей.

Вот такой он был необъяснимый человек. Большой ребёнок, непознанный до конца философ, неуютный для многих, большой музыкант и композитор. Да, у него было не много поклонников, еще меньше тех, кто мог бы сказать, что он был его другом или близким товарищем. Я лично считаю, что он был инопланетянином, возможно с Марса или иной неведомой планеты. Его явление в этот мир, его жизнь, пролетели как метеорит над планетой, едва её коснувшись. Чтобы понять его музыку, надо просто суметь забыть всё, что вы слышали до этого, снять все эстетические барьеры и слушать ее как мантры, не пытаясь объяснить, полностью погружаясь в жёсткие ритмы, изредка украшенные знакомыми мелодическими темами. Да, Каравайчук был великим компилятором, использовавшим в своих экзерсисах музыку любимых им Шопена, Бетховена, Мусоргского и прочих композиторов прошлого. Но это был не плагиат и даже не заимствование, это было использование на уровне подсознания, как повар в своём рецепте использует проверенные ингредиенты, постоянно меняя пропорции, добиваясь каждый раз всё новых и новых вкусовых результатов.

В наступившем 2017 году Фонд Олега Каравайчука и Bomba-Piter inc. планируют сделать серию компакт-дисков с музыкой Олега Каравайчука. Это будет тетралогия, собранная из записей 2006-2015 годов. Кроме того, его музыка выйдет в новом формате MusicPostCard, где все четыре релиза к концу года будут доступны в наилучшем качестве для их владельцев. В марте месяце для этих целей компания Bomba-Piter inc. открывает краудфандинг для всех, кто хочет стать акционером этих изданий и в конце года 28 декабря в день 90-летия Маэстро мы обязательно сделаем некую встречу, поздравим друг друга с результатом и продолжим популяризацию творчества Олега Николаевича Каравайчука.

В двух словах, для тех, кто еще не понял и не принял музыку Каравайчука, а также для тех, кто ее еще не слышал (хотя в более чем ста фильмах прошлого века она звучала, но кто ж смотрит титры с именами создателей фильма?), вам не следует искать в ней смысл, как в популярных бессмысленных шлягерах, звучащих с телеэкранов, радио эфиров и больших концертных площадок, вам надо найти смысл в самих себе, услышать свой внутренний голос. И музыка Каравайчука вам в помощь.

Генеральный директор и продюсер Bomba-Piter inc. Олег Грабко (2 марта, 2017 г., Озерки)