Интервью с Михаилом Исполатовым. Группа In.spyral.
«С музыкой ничего не случится. Музыка, как и комедия - лучшие лекарства против болезней общества… ". Интервью с Михаилом Исполатовым. Группа In.spyral
Что вдохновило вас начать играть и сочинять музыку?
Это довольно смешная история. Когда мне было 15, я довольно жестко подсел на аниме. Смотрел много всякого - и дурного, и хорошего. Толком разобраться я тогда не мог, но мне повезло наткнуться на один сериал про музыкантов под названием "Beck". Это была приземленная, вдохновляющая история о молодом человеке, который не особо вписывался в систему, и нашёл своё призвание в рок-музыке. В этом аниме было всё - и курилки мелких клубов, и межгрупповые дрязги, и попытки пробиться на большой фестиваль, и немного криминала, и первая любовь, и поиск своего пути и, конечно же, совершенно чумовой саундтрек, над которым трудились крутейшие японские инди-рокеры. В общем, сказать, что на меня эта исторяи произвела впечатление - не сказать ничего. Я попросил папу достать старую акустику с антресолей, и ближайшие 10 лет я тратил по 3-5 часов в день на практику, не пропуская ни дня. Японские мультики я давно забросил, а вот дверца, которая привела меня в музыку, видимо за мной и захлопнулась, отрезав дорогу обратно.
Ваш самый главный хит - это? И почему вы считаете его таким?
Я думаю, самый главный хит - это тот, что больше всего нравится людям, тот, что больше всего слушают, тот, с которым тебя в первую очередь ассоциируют. Моё мнение на этот счёт слишком замылено личными переживаниями, так что пускай лучше решают люди. Последнее время песня "Сёстры" очень полюбилась слушателям стримингов, так что, на данном этапе, это видимо и есть мой "главный хит". Хотя я надеюсь, что свой главный хит я еще не написал.
Расскажите про свой самый необычный концерт.
О, этого было много. Я даже не знаю, про какой рассказать. Про тот, когда я играл на корпоративе в особняке у одного мультимиллионера? Нас отвезли на катере через реку на какой-то то ли остров, то ли полуостров... Перед нами вырос огромный особняк, ангары с частными самолётами и вертолётами. Хозяин как раз был в небе на одном из них; мы ждали, пока он налетается, и, когда он наконец приземлился, мы увидели, как он выходит из самолёта, шатаясь, с двумя дамами под руки. А концерт был обычный, только один дядя очень странно на меня смотрел. Сказать по правде, было ощущение, что если мы сделаем что-то не так - там нас и закопают. Но в итоге нам хорошо заплатили.
Конечно, были и концерты, которые я буквально не помню. Как-то я играл на байкерском фесте, где в качестве бытового райдера организаторы любезно предоставили только одну позицию - водку. Пришлось пить. Я не помню, как я играл сет, но судя по видео - справился. Еще один раз в Череповецком клубе местного пьяного звонаря стошнило в гримёрке, и он пытался вытереть пол первой попавшейся тряпочкой, которой оказался российский флаг. Это я даже не знаю, как комментировать... немая сцена, в общем. Был фест в Крыму: 40 градусов жары, палящее солнце, я - докрасна сгоревший всем телом, чистое поле и ЧЁРНЫЕ гримёрки. У меня полно таких историй, хватит на небольшой сборник рассказов.
Ваша идеальная сцена и идеальный концерт - это...
Идеальная сцена - это где всё есть, всё работает, много места, и чуткий звукорежиссер отстроил звук на проведенном без спешки саундчеке. А идеальный концерт - это тот, на который пришло много-много слушателей, и все они принесли свою невероятную энергию, и ты заряжаешься ей, и отдаешь ее сторицей, а они это чувствуют - и отдают в тысячекратном размере; и так и летает туда-сюда этот безумный свет, от линзе к линзе, словно рокнрольный лазер. Видеть в зале счастливые лица слушателей - это самое лучшее.
Вайб акустического концерта Инспайрал
Вас стоит послушать потому, что...
Потому что мне есть, что сказать. Так говорят все, но не все, на самом деле, не зря выходят к микрофону. Как мне сказал друг: "можешь не писать - не пиши". Так вот я не могу не писать. Не могу не петь. Не могу не выступать, не сочинять, не записывать. Быть музыкантом - это призвание, судьба, путь. Я его не то чтобы даже выбрал, так просто случилось; я даже пытался сопротивляться - но без толку. Мне либо туда - либо никуда. А такого отчаянного дурака можно и послушать хотя бы из любопытства. Плюс к этому - не всякий готов вот так выворачивать свои самые сокровенные переживания наизнанку. Это вообще-то страшно. Я вообще-то даже и не знаю, зачем я это делаю. Не делать этого было бы гораздо проще. Но это было бы жутко скучно.
Что для вас самое главное в музыке?
Музыка - это по факту побочный продукт куда более важного процесса, а именно - поиска и пути к идеальной версии себя. Музыка - суть терапия, выводы, инсайты, то, что было познано, то, что было понято, и вот весь этот опыт оформляется в слова, в тексты, в гармонии. Но это не самоцель, у меня нет цели написать песню, у меня есть цель стать лучше, сильнее, честнее, смелее, идти вперед и вдохновить других своим примером, чтобы этот мир стал чуточку лучше. А песни - они как бы просто остаются шлейфом, как следствие этого процесса. Так что самое главное в музыке даже не сама музыка, а не дать слабину, не лгать себе и слушателям.
Какой самый лучший совет вам дал другой музыкант?
Мой хороший друг сказал мне как-то: "Чтобы что-то получить - нужно сначала в десять раз больше отдать". И это истина.
Звук какого инструмента вам нравится больше всего и почему?
Улетаю от звука валторны. Наверное виной всему тот саундтрек из "Звёздных Войн". Трубу люблю - это всё заслуга Луи. Очень нравится звучание струнного квартета. А так... всякому инструменту своё место, и хорошо то, что подходит. Это я не чтобы никого не обидеть, а в целом потому что люблю звуки, всякие, разные, и музыкальные, и просто звуки - города, дождя, леса, ночной улицы, проезжающих машин, шагов и голосов людей за окном. Мне нравится находить в звуковом полотне место неожиданным решениям - например, один раз мне нужен был определенный звук, и я нашёл его в ударе чайной ложкой о блюдце с наложением длинной реверберации. Так в песне и остался, красивый звук.
Каких современных музыкантов не забудут через 100 лет?
Не знаю. Да никого не забудут через сто лет. Все мы теперь хранимся в цифровом пространстве. Другое дело что через сто лет само производство музыки и творчество могут притерпеть невероятные изменения из-за включения в нашу жизнь высоких технологий - нейросетей и искуственного интеллекта. Я даже представить боюсь, как будет выглядеть творческий процесс, концертный бизнес, позиционирование артиста через сто лет. О чем будут петь? Надеюсь, что о любви всё еще будут.
Есть ли музыка, которую вы терпеть не можете?
Да. Терпеть не могу пустую, лживую. Если человек поёт честно и от души про грязь и мерзость - я это уважаю гораздо больше, чем когда лжец поёт про любовь и прочие хорошие вещи. Еще ненавижу манипулятивную музыку. Музыкальные продюсеры и прочие хитмейкеры давно изучили, что и как надо сделать, чтобы песня продавалась, чтобы хит был хитом, на какие кнопочки слушателя надавить, какую тему выбрать, как построить аранжировку, как зацепить психологически, как заставить слушать на повторе. Это всё, на самом деле, великое искусство, но только если на этом дело не заканчивается; если всё, что в песне есть - это вот эта вот привлекательная, как красотка на обложке эротического журнала, форма, то такая песня мне интересна не больше, чем философская беседа по душам с вышеупомянутой красоткой. К самому искусству создания крутой формы у меня, естественно, нет ненависти - это очень крутой скилл; но ему грошь цена, если он не работает на благо глубокого содержания.
С кем из музыкантов хотели бы записать совместный трек?
Бонд с кнопкой.
Как вы думаете, какие качества делают великого музыканта?
Те же, что и великого человека - честность, оригинальность, интеллект, харизма, хорошо настроенный моральный компас. Но больше всего - смелость.
Какое будущее у музыки?
Охрененное будущее у музыки. С музыкой ничего не случится. Музыка, как и комедия - лучшие лекарства против болезней общества; когда мы поймём, что музыканты и комедианты перестали выполнять свою роль общественных проповедников - нам хана. Так что любите и поддерживайте музыкантов и комедиантов. И всё будет хорошо.
Для тех кто хотел услышать историю целиком – расширенное издание сингла «Сёстры». У нас есть всё время мира, и мы используем его, чтобы врачевать наши раны, превращать боль в силу, а тьму – в свет.
Благодарим за ответы Михаила Исполатова, а читателям предлагаем подписаться на группу In.spyral , следить за новостями, грядущими концертами и релизами. Если вам захотелось побольше узнать о проекте, можно посмотреть интервью: Михаил Исполатов (IN.SPYRAL) на Студии Дмитрия Агапова!