Интервью с Кириллом Тером. Группа «Ноvая Аvcтралия»
Что вдохновило вас начать играть и сочинять музыку?
Свою первую группу я организовал в 15 лет. Вдохновило может быть то, что летом, когда мне было 14, ходил на концерты всяких групп, которые приезжали на юг в Сухуми. Я видел живые концерты и это было потрясающе. В конце 1984 года была такая группа «ЧАС ПИК» (советская рок-группа), я на них ходил несколько раз. Плюс, где-то с 12-ти лет я начал писать стихи, ходил в музыкальную школу по классу фортепиано, так что где-то в 15 лет начал пробовать свои стихи класть на музыку и мы с друзьями организовали первую группу, которая тогда назвалась «Парадокс». Это случилось осенью 1984 года. Барабанщику было тоже 15, а басисту - 18. Первый состав был минималистичный: фортепиано, бас и барабаны, уже потом появились гитаристы и т.д.
Ваш самый главный хит - это? И почему вы считаете его таким?
Нет какой-то песни, которую я считаю главным хитом. Могу сказать, что есть песни, которые нравятся публике. Например, песни «Побеседуем Ночь». Она даже звучала в ротации на «Нашем радио» и на радио «Максимум», также много хороших отзывов получаем на песни «Гроза», «Асфальтовый город», «Арктида»…
Ноvая Аvcтралия - клип "Асфальтовый Город"
Но я бы не сказал, что считаю эти песни самыми главными хитами. Я все свои песни люблю, каждую по-своему. Сам бы я удержался прямо отвечать на такой вопрос. Пусть решает слушатель.
Расскажите про свой самый необычный концерт.
Очень интересный был концерт в турне, в 2019-м году, когда мы отмечали 30-летие группы. Мы поехали в Окситанию (регион Франции), и играли и пели на русском языке, а в зале только французы. Русскоязычных - ни одного человека. Мы успешно отыграли концерт на 300 зрителей.
У нас уже тогда была одна песня «Гимн трубадурам и менестрелям» и я попросил зрителей встать и хлопать окситанский ритм. Возраст зрителей был разный, от 30 до 60-ти и все нас поддерживали.
Также вспоминаю, как ещё в эпоху СССР, устраивал концерт с группой “ЗООПАРК” и Жанной Агузаровой, даже познакомился с Майком Науменко (это было в Тверском Дворце Спорта). Майк выразил недовольство по поводу того, что организаторы поставили его разогревать молодую группу, но как это обычно у музыкантов бывает… Мы попили вместе пива и помирились =) Я рос на его музыке и комплиментов наговорил много, хороший был вечер, это, конечно, запомнилось.
Ну и в Весьегонске во время нашего турне в 2019-году у нас был концерт на дне города, который завершился фейерверком. С нами играли наши друзья, например, Алексей Рахов группа «Странные игры», «Снега», «НОМ», «АВИА», «Deadушки»… И этот концерт был классный в том плане, что было 3000 зрителей и они не знали наших песен, но к концу на 100% приняли нас и после выступления пошли фотографироваться с группой. Было очень сердечно.
Ваш идеальный концерт - это…
Когда звук, свет, публика, настроение, организация… Когда все это совпадает, тогда получается концерт близкий к идеальному.
Вас стоит послушать потому, что…
У нас очень разные стили. Я всегда экспериментирую с направлениями в музыке и люблю играть с разными музыкантами. Стили, в которых существует наша музыка - совершенно разные. Рок, джаз, босанова и с ди-джеями сотрудничали, т.е. работаю в разных стилях и мне кажется, что это-то и интересно. Это обогащает меня и саму музыкальную палитру.
Поэтому нас стоит послушать, потому что вы сможете узнать и открыть для себя что-то новое.
Что для вас самое главное в музыке?
Самое главное - искренность. Доносить искренне то, что ты чувствуешь - это очень важно. Сейчас много хорошей музыки, хорошей, но стандартной. Стандартной в том, плане, что многие музыканты играют хорошо, очень хорошо, но на этом всё заканчивается. Я предпочитаю, чтобы звучало менее «профессионально» (в том смысле что, профессионалы могут придраться), но чтобы осталась живость звучания. Чтобы это не было механизировано, для меня - это самое главное.
Какой самый лучший совет вам дал другой музыкант?
Хвост (*Алексей Хвостенко - советский и российский поэт-авангардист, автор песен и драматург, художник) мне казал про самые главные моменты, когда мы вместе работали в его клубе «Симпозион».
Я грустил о том, что мои песни мало издаются и о них мало кто знает. Хвост сказал, мол, меня тоже мало знают и даже когда Борис Гребенщиков спел песню «Город золотой», многие не знали о ней. Но время шло, я продолжал писать песни, сначала для небольшого круга публики, для друзей, потом он становился шире… Сорвешь ты с неба звезды или нет, будут тебя миллионы слушать или нет - не это главное. Главное, чтобы ты дышал музыкой, чувствовал поэзию и самовыражался. Главное - просто делай.
Послушать совместный трек Кирилла Терра и Алексея Хвостенко.
Звук какого инструмента вам нравится больше всего и почему?
Мне очень нравится бас-гитара. Я очень люблю Маркуса Миллера (*джазовый музыкант, композитор и продюсер, мультиинструменталист), у меня много его пластинок. И скрипку тоже очень люблю, это вообще мой самый-самый любимый инструмент. Вот сейчас с Димой Артеменко сделали сингл «Нарушая молчание» и интересно, что там мы вставили несколько голосов скрипок. Это Димина фишка, он записывает не одну, а 2,3, 4, целый оркестр скрипок и это для меня звучит просто потрясающе.
Каких современных музыкантов не забудут через 100 лет?
Очень сложно сказать, потому что может быть через 100 лет и забудут, а потом возьмут и вспомнят, это зависит от многих факторов. Есть замечательные поэты, музыканты, художники, которых почти никто не знает, но они на порядок выше многих из тех, кого помнят.
Я готов к тому, что меня помнить не будут. Конечно, я бы хотел чтобы помнили подольше, но однажды все равно цивилизация сменится.
Есть такое понятие Хроники Акаши (*теософский эзотерический, а также антропософский термин, описывающий мистическое знание, закодированное в нефизической сфере бытия.), в которых всё остается. Своего рода всемирная библиотека за пределами этого мира, где ведётся летопись и запись всего.
Я надеюсь, что то, что я сделал, считается достойным не только в этом мире. Этот мир ненадежен, очень хрупок, очень изменчив, поэтому как здесь - будет, так и будет, а оставить след в чем-то масштабном… Это, надеюсь, мне удалось.
Есть ли музыка, которую вы терпеть не можете?
Наверное, я бы сказал, что терпеть не могу не музыку, а то что в современном мире называется «музыкой», но является ХАОСОМ.
Это может быть техно, рэп, рок, рейв, попса… Когда это анти-музыка - очень грубая агрессивная, грубая, разрушительная, с ней у меня нет ничего общего. Как и с людьми, которые такую музыку слушают. К счастью, как правило, такая музыка долго не живет. Считаю, что лучше иметь несколько тысяч человек, которые будут помнить твои песни через 30 лет, чем миллионы поклонников сейчас, которые забудут тебя через неделю.
Как вы думаете, какие качества делают великого музыканта?
Прежде всего - талант и гений. Кто-то рождается и слышит музыку, не иногда как я, а всё время. Помимо этого это нужно ещё и глубинное понимание других вещей и сфер жизни. Музыка по древним средневековым трактатам - это процесс, который относится к градации «астра», к звездной градации, а все остальные искусства пластические - поэзия, живопись, скульптура… относятся к градации «арс». Музыка же ближе всего к Богу, к небесам, поэтому великий музыкант должен быть разнообразным. Он не может сконцентрироваться на карьере, это ремесленничество. Очень многие музыканты хотят выживать за эти деньги, которые получают благодаря музыке и не замечают сами, как становятся ремесленниками.
Великий человек - это существо открытого сознания. Он мульти-культурен, он должен прекрасно разбираться и в философии, и в живописи, и в поэзии. Само слово «великий» подразумевает широту кругозора.
Какое будущее у музыки?
Предсказать очень сложно. У классической - она вечна. У современной - трудно сказать. Можем сказать, про настоящее время, оно у современной музыки не очень хорошее, потому что очень много подделок. Будем надеяться что в будущем музыка вернется к своим божественным корням и снова окажется в разряде «астра», наравне с заоблачными светилами!
Благодарим Кирилла Тера за ответы! Подписывайтесь на группу Ноvая Avстралия, чтобы не пропустить новости и релизы.